Проверьте себя



Лексика и фразеология
Выберите правильный вариант ответа.
 
Русский язык 9 класс   |   Дата: 27.09.2014   |   Вопросов: 10   |   Автор: Елена Ивановна
Вопрос № 1

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «вспыхнул» (предложение 22).

(20)Ребята расхохотались, а новенький стоял растерянный, не зная, что ответить. (21)От обиды у него даже слёзы выступили на глазах, и это смутило его ещё больше. (22)Он вспыхнул, сделал шаг вперёд.

 
погорячился
расстроился
покраснел
заплакал
Вопрос № 2

Какие имена прилагательные являются синонимами слова умозрительный (предложение № 6)?

(1) Как назвать одним словом то, что представляла собой в 70-е годы ХХ века Оптина Пустынь – одно из святых мест России? (2) Обломки. (3) Всюду остатки красной кирпичной стены, обтаявшие башни древнего монастыря; Владимирская церковь исчезла совсем. (4) Растаяла. (5) От церкви Марии Египетской фактически остался бесформенный остов, обрастающий кустами неприхотливой бузины…
(6) Невольно думается о том, что понятие Родины не слагается из умозрительных рассуждений. (7) Родина складывается из конкретных и зримых вещей, окружающих нас в повседневной жизни: изб, деревень, песен, живописных и архитектурных красот.

 
абстрактный, отвлечённый
аргументированный, доказательный
проницательный, умный
машинальный, безотчётный
Вопрос № 3

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «явно» (предложение 4).

– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.
(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне.

 
сильно
открыто
определённо
ясно
Вопрос № 4

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ЧУДО (предложение 30).

(25)Я хотел бы вернуться в то далёкое, невозвратимое, особенное время. (26)Можно ли когда-нибудь забыть его, вылечиться от детства? (27)Мне, слава богу, не удалось. (28)Ничто так не помогает писать стихи, как воспоминания детства. (29)Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре. (30)И тогда я чувствую, что сейчас, сейчас произойдёт чудо и в моих ушах зазвучат строчки новых стихов.

 
нечто нетрадиционное
нечто нелогичное
что-то не поддающееся объяснению
что-то связанное с фантастикой
Вопрос № 5

Каково значение слова неприхотливый (предложение № 5)?

(1) Как назвать одним словом то, что представляла собой в 70-е годы ХХ века Оптина Пустынь – одно из святых мест России? (2) Обломки. (3) Всюду остатки красной кирпичной стены, обтаявшие башни древнего монастыря; Владимирская церковь исчезла совсем. (4) Растаяла. (5) От церкви Марии Египетской фактически остался бесформенный остов, обрастающий кустами неприхотливой бузины…
(6) Невольно думается о том, что понятие Родины не слагается из умозрительных рассуждений. (7) Родина складывается из конкретных и зримых вещей, окружающих нас в повседневной жизни: изб, деревень, песен, живописных и архитектурных красот.

 
непривлекательный, вялый
нетребовательный, довольствующийся малым
неукротимый, неуправляемый
легко переносящий жизненные трудности
Вопрос № 6

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «лихость» (предложение 19).

(17)Моё увлечение придавало мне вес в глазах мальчишек и вызывало их зависть...
(18)Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более – среди солдат.
(19)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.

 
скорость
война
шутка
удаль
Вопрос № 7

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сдавался» (предложение 12).

(10)Я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.
(11)Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один жёлтый, стеклянный, а другой большой, белый — из пуговицы от наволочки, и я даже не помнил, когда он появился. (12)Но это было не важно, потому что Мишка озорно смотрел на меня своими разными глазами, расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто уже заранее сдавался...

 
становился тише
признавал себя побеждённым
становился слабее
отступал от своего мнения
Вопрос № 8

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «почитать» (предложение 32).

(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»

 
уважать
относиться с восторгом
обожать
относиться с подобострастием
Вопрос № 9

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «вижу» (предложение 42).

(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.

 
понимаю
догадываюсь
наблюдаю
замечаю
Вопрос № 10

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «история» (предложение 1).

(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
(2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.

 
летопись
скандал
случай
хроника
 

.